Фотосъемка для публикаций


Беседы о фотографии: интервью с Юрием Ридякиным

Сегодня ни одно информационное издание не обходится без иллюстраций, к репортажам непременно прилагаются фото. СМИ, на Ваш взгляд, предлагают достойный уровень изобразительного материала?


К сожалению, этот уровень не всегда высок. Я сам неоднократно сталкивался с тем, что в серьезной деловой прессе используются снимки, мягко говоря, неудовлетворительного качества.

Причина проста. Редактор, скажем, отправляет журналиста взять интервью – и ему же поручается репортажная фотосъемка. Но, чтобы сделать хороший снимок, нужен опыт, нужна правильная техника. Даже у самых талантливых журналистов по большей части нет ни того, ни другого.

Во время интервью есть сложность: нужно сфотографировать человека так, чтобы было понятно: он не просто неподвижно сидит, а что-то рассказывает. Но при этом фотография говорящего человека – с открытым ртом – может получиться комичной. То есть, чтобы читатель впоследствии увидел эмоции, динамику на вашем снимке, придется постараться, найти золотую середину. И только профессионал сможет качественно сделать такое фото. СМИ, к сожалению, не всегда это понимают – в итоге получают любительские фотосессии.

Но ведь редакторов можно понять: поручить работу над материалом одному человеку гораздо проще. Сам съездит куда нужно, соберет материал, напишет репортаж, сделает пару-тройку фото

СМИ на самом деле неохотно отказываются от старой практики, когда журналисты чуть ли не с любительскими «мыльницами» делали свой материал «от и до». Но я сторонник более современного подхода – разделение труда ведь не просто так придумали! Каждое дело нужно поручать тому, кто с ним лучше справится, профессионалу.

А насчет того, что удобнее одному журналисту заниматься сразу всем: и сочинительством, и фотографией – это не так. Во время того же интервью, пока корреспондент беседует со своим «героем», фотограф, не отвлекая их, успевает провести целую фотосессию. И снимки получаются «живыми», динамичными.

А иллюстрация репортажных материалов? Допустим, к Вам обращается издание с просьбой проиллюстрировать готовую статью. Вы сами предлагаете идеи или журналист должен заранее разработать концепцию предстоящей фотосъемки?

От журналиста в данном случае требуется объяснить, о чем его материал и какого характера нужны фотографии – то есть, для какого издания они предназначены, каков информационный повод. Дальше начинается моя работа.

Иногда я могу предложить изданию уже готовые фотографии – если они подходят по теме. Если нет – делаю новые фото

СМИ, как правило, предпочитают экономить усилия. Ну, скажем, нужно сделать репортаж о пробках в городе. Что сделает штатный журналист, если его попросят проиллюстрировать этот материал? Правильно, выйдет на улицу и сфотографирует первую же дорогу, на которой собралось хоть несколько машин.

Профессиональная фотосъемка работает иначе: фотограф ищет действительно яркий, художественный снимок, который будет говорить сам за себя. То есть, если мне нужно будет делать фотосъемку дорожных пробок, я тщательно подберу место – хоть даже придется стоять на Третьем транспортном – найду удачный ракурс, дождусь подходящего момента…

И такие усилия будут оправданы?

Конечно! Проблема в том, что журналисты этого не понимают. Когда Вы пишете, Вы же не думаете: бог с ним, с непроверенным материалом, - главное статью закончить. То есть, если Вы так поступаете, - это признак непрофессионализма. Поэтому я прилагаю все усилия для того, чтобы выполнить свою работу наиболее качественно, ищу нужный кадр столько, сколько потребуется.

Не нужно жалеть усилий, чтобы получить качественное фото. СМИ и так пестрят невыразительными, похожими друг на друга снимками, сделанными по принципу «и так сойдет». Но задумайтесь: фотографии призваны привлечь внимание читателя, заинтересовать его настолько, чтобы он купил издание и прочитал статью. Выражение «одно изображение стоит тысячи слов» надо понимать буквально: на полосе в газете одна крупная иллюстрация как раз займет место, куда вошла бы тысяча слов. Поэтому здесь нельзя халтурить.

Хорошо, развлекательные журналы, глянец люди действительно покупают потому, что хотят посмотреть на картинки. Но неужели фотографии имеют большое значение, например, для деловой прессы? Все-таки, в первую очередь ее читают ради информации.

Дело в том, что фотография, сделанная профессионально, несет в себе очень много информации. К примеру, возьмем пресс-конференцию.

Естественно, если журналист, который на нее пришел, сам сделает снимок – откуда-то с заднего ряда, любительским фотоаппаратом – то смысла получится немного. В лучшем случае, читатели увидят нескольких людей, которые сидели в президиуме. И, конечно, никого не заинтересует такое фото. СМИ – особенно новостным изданиям – стоит это учитывать и приглашать профессионального фотографа для таких случаев. Потому что он сможет правильно выбрать точку съемки, сделает так, чтобы в кадр попали наиболее интересные моменты мероприятия, передаст атмосферу события, сможет сделать групповую фотосъемку так, чтобы не было эффекта перегруженности… В итоге читатель по одной только фотографии сможет составить представление о том, что происходило на пресс-конференции, как себя вели ее участники – в общем, почувствует себя очевидцем события.

Значит, кесарю – кесарево: пусть журналисты пишут статьи, а не делают фото? СМИ, на Ваш взгляд, перейдут к такой практике?

Надеюсь, что да. Многие серьезные издания сегодня не держат фотографа в постоянном штате, но приглашают его для освещения какого-либо события. И практика показывает, что это работает! Читатели с большим доверием относятся к качественно проиллюстрированным статьям, читают их с удовольствием. Так что каждому – свое: журналисты пусть рассказывают о новостях, а показывать эти новости – дело профессиональных фотографов.
12.05.2008
Глава представительства Mitsubishi Electric в Москве

Фотосъемка для журнала GOLF STYLE Главы представительства Mitsubishi Electric в Москве г-на Норитсугу Уэмура

Interior Design Review
Заказчик: Designer Angie Diggle
 
Фотосъемка интерьера элитной квартиры в Москве
июнь 2010
Международный экономический Форум
Заказчик: МинЭкономРазвития
 
Фотосъемка по заказу МинЭконоРазвития  Работа в пресс-центре Форума
01.01.2008
Владимир Малышков

Фотосъемка президента Московского гольф-клуба Владимира Малышкова для журнала GOLF STYLE
golfstylerussia.ru